1 / 6
Иконы в академическом стиле
православная живопись, портреты
Святой преподобный Серафим Саровский
икона в академическом стиле 2009 г. холст, масло. 75 х 55 см.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
2011 г. холст, масло. 75 х 55 см.
Святой преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
Константиновский дворец. 2009 г. холст, масло. 75 х 55 см.
Валаамский образ Божией Матери
Церковь св. апостола Андрея Первозванного, Санкт-Петербург.
2024 г. дерево, масло, золочение, 165 х 90 см.
Флоро-Лаврский храм, г. Пролетарск Ростовской области
2018 г. доска, масло, золото, чеканка, 160 х 90 см.
2016 г. дерево, масло 110 х 72 см. стилистика русского модерна, академический стиль.
Частное собрание,
2017 г.дерево, золочение, масло 25,5 х 19,5 см.
Священномученик Василий Сокольский
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, СПб.
2016 г. дерево, масло. 60 х 43 см.
Моление на камне Преподобного Серафима Вырицкого
Александро-Невская Лавра.
2018 г. дер., масло. 75 см. х 55 см.
Портрет протоиерея Богдана Сойко.
Настоятель Николо-Богоявленского кафедрального морского собора, СПб.
2008 г. холст, масло 90 х 63 см.
1 / 6
Иконы в академическом стиле
Начиная с XVIII века, в церковной православной культуре широко распространяется написание живописных икон в академическом стиле, созданных в технике масляной живописи. Именно такими образами украшено большинство наших храмов XVIII-XX вв. Икона в академическом стиле как отдельное направление образовалось в результате деятельности Академии художеств, основанной в 1757 году, и в связи с растущей деятельностью академии стало ведущим направлением как по объёму заказов для храмов и монастырей, так и по количеству иконописцев.
Растущая популярность портретной живописи в середине XVIII века привела к восприятию и почитанию прижизненных портретных изображений святых как икон. Такое явление усилилось после канонизации подвижников: возьмём, к примеру, прижизненные портреты таких святителей как Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Дмитрий Ростовский, преподобный Серафим Саровский.
Расцвет академической иконописи
В начале XIX века живописная икона в академическом стиле стала восприниматься большей частью общества, в том числе представителями духовенства как «более правильная». Распространению популярности академической иконописи также способствовала растущая доступность художественного образования. Открытие рисовальных классов, частных художественных школ, не только в столице, но и в провинции привело к открытию многочисленных иконописных мастерских работающих в академической стилистике. Так 1856 году в связи со строительством и проектированием росписей храма Христа Спасителя в Москве, самого большого храма нашей церкви, в Санкт-Петербургской Академии художеств, под руководством вице-президента Академии князя Г. Г. Гагарина, была создана мастерская православного иконописания.
В XVIII-XIX веках иконописные мастерские, работающие в «академическом стиле», стали открываться и при монастырях, таких духовных центрах, как Валаамский Спасо-Преображенский монастырь или монастыри Афона, например прославившаяся иконописная мастерская, со Святой Горы Афон, Пантелеймонова монастыря, мастерские Андреевского и Ильинского скитов. Под руководством художника-иконописца Малышева, в живописном стиле, работает старейшая иконописная мастерская Троице-Сергиевой Лавры.
В живописном, академическом стиле работает известная мастерская Пошехонова, поставщика Двора Его Императорского Величества. У него заказывает иконостас для Токийского собора, Святой Николай Японский, выполняются многочисленные заказы для кафедральных соборов России, написано несколько иконостасов для Валаамского монастыря, Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Пошехонов на протяжении многих лет пишет мерные иконы членов царской семьи.
Особенности икон академического письма
Иконы в академическом стиле отличаются:
- “Живыми” образами
- Понятностью иконографии
- Реалистичностью исполнения
- Множеством чудотворных образов
Великие православные святые последних двух столетий молились перед этими иконами. Многие прославленные образы Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа за последние два века имеют лишь живописный извод. Это направление иконописи стало нераздельной частью церковного искусства нашего времени.
Некоторые чудотворные иконы, написанные в академическом стиле: икона Божией Матери «Умиление» (Серафимово Умиление). Икона написана в стиле академической живописи, перед ней молился Серафим Саровский. Сейчас образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха в Москве. «Невская Скоропослушница». Икону относят к академической иконописи, которую часто называют «афонским стилем» или «афонской школой» — особая ветвь, где строгая каноничность сочетается с элементами реализма.
Иконы академического стиля отличаются особой популярностью среди верующих благодаря своим “живым”, открытым и понятным образам. Многие из таких икон признаны чудотворными.
Важно отметить, что академический стиль часто ошибочно противопоставляется так называемому “каноническому” стилю. Однако в действительности церковные каноны не регламентируют стилистические особенности иконописи. Академический стиль, наряду с древними традициями Византии, Балкан, Грузии и Древней Руси, является полноценной частью православного искусства.
Среди известных иконописцев академического стиля можно выделить: Святитель Феофан Затворник, Священномученик Серафим (Чичагов).
Иконы академического письма составляют значительную часть художественного наследия Русской Православной Церкви и по праву считаются её достоянием наравне с произведениями других стилей.
1 / 6
Иконописная мастерская Андрея Усалёва, иконы в академическом стиле.