Иконы в академическом стиле

православная живопись, портреты

Святой преподобный Серафим Саровский

икона в академическом стиле 2009 г. холст, масло. 75 х 55 см.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

2011 г. холст, масло. 75 х 55 см.

Святой преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)

Константиновский дворец. 2009 г. холст, масло. 75 х 55 см.

Валаамский образ Божией Матери

Церковь св. апостола Андрея Первозванного, Санкт-Петербург.

2024 г. дерево, масло, золочение, 165 х 90 см.

Икона Господь Вседержитель

Флоро-Лаврский храм, г. Пролетарск Ростовской области

2018 г. доска, масло, золото, чеканка, 160 х 90 см.

Богородица на Престоле

2016 г. дерево, масло 110 х 72 см. стилистика русского модерна, академический стиль.

Икона Спасителя “Нерукотворный образ”

Икона в академическом стиле. 

2019 г. дерево, масло 41 х 31 см.

Казанская икона Богоматери

Частное собрание,
2017 г.дерево, золочение, масло 25,5 х 19,5 см.

Священномученик Василий Сокольский

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, СПб.

2016 г. дерево, масло. 60 х 43 см.

Моление на камне Преподобного Серафима Вырицкого

Александро-Невская Лавра.

2018 г. дер., масло. 75 см. х 55 см.

Портрет преподобного Серафима Вырицкого

Александро-Невская Лавра.

2003 г. холст, масло. 80 x 55 см.

Портрет протоиерея Богдана Сойко.

Настоятель Николо-Богоявленского кафедрального морского собора, СПб.

2008 г. холст, масло  90 х 63 см.

Иконы в академическом стиле

Начиная с XVIII века, в церковной православной культуре широко распространяется написание живописных икон в академическом стиле, созданных в технике масляной живописи. Именно такими образами украшено большинство наших храмов XVIII-XX вв. Икона в академическом стиле как отдельное направление образовалось в результате деятельности Академии художеств, основанной в 1757 году, и в связи с растущей деятельностью академии стало ведущим направлением как по объёму заказов для храмов и монастырей, так и по количеству иконописцев.

Растущая популярность портретной живописи в середине XVIII века привела к восприятию и почитанию прижизненных портретных изображений святых как икон. Такое явление усилилось после канонизации подвижников: возьмём, к примеру, прижизненные портреты таких святителей как Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Дмитрий Ростовский, преподобный Серафим Саровский.

Расцвет академической иконописи

В начале XIX века живописная икона в академическом стиле стала восприниматься большей частью общества, в том числе представителями духовенства как «более правильная». Распространению популярности академической иконописи также способствовала растущая доступность художественного образования. Открытие рисовальных классов, частных художественных школ, не только в столице, но и в провинции привело к открытию многочисленных иконописных мастерских работающих в академической стилистике. Так 1856 году в связи со строительством и проектированием росписей храма Христа Спасителя в Москве, самого большого храма нашей церкви, в Санкт-Петербургской Академии художеств, под руководством вице-президента Академии князя Г. Г. Гагарина, была создана мастерская православного иконописания.

В XVIII-XIX веках иконописные мастерские, работающие в «академическом стиле», стали открываться и при монастырях, таких духовных центрах, как Валаамский Спасо-Преображенский монастырь или монастыри Афона, например прославившаяся иконописная мастерская, со Святой Горы Афон, Пантелеймонова монастыря, мастерские Андреевского и Ильинского скитов. Под руководством художника-иконописца Малышева, в живописном стиле, работает старейшая иконописная мастерская Троице-Сергиевой Лавры.

В живописном, академическом стиле работает известная мастерская Пошехонова, поставщика Двора Его Императорского Величества. У него заказывает иконостас для Токийского собора, Святой Николай Японский, выполняются многочисленные заказы для кафедральных соборов России, написано несколько иконостасов для Валаамского монастыря, Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Пошехонов на протяжении многих лет пишет мерные иконы членов царской семьи.

Особенности икон академического письма

Иконы в академическом стиле отличаются:

  • “Живыми” образами
  • Понятностью иконографии
  • Реалистичностью исполнения
  • Множеством чудотворных образов

Великие православные святые последних двух столетий молились перед этими иконами. Многие прославленные образы Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа за последние два века имеют лишь живописный извод. Это направление иконописи стало нераздельной частью церковного искусства нашего времени.

Некоторые чудотворные иконы, написанные в академическом стиле: икона Божией Матери «Умиление» (Серафимово Умиление). Икона написана в стиле академической живописи, перед ней молился Серафим Саровский. Сейчас образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха в Москве. «Невская Скоропослушница». Икону относят к академической иконописи, которую часто называют «афонским стилем» или «афонской школой» — особая ветвь, где строгая каноничность сочетается с элементами реализма.

Иконы академического стиля отличаются особой популярностью среди верующих благодаря своим “живым”, открытым и понятным образам. Многие из таких икон признаны чудотворными.

Важно отметить, что академический стиль часто ошибочно противопоставляется так называемому “каноническому” стилю. Однако в действительности церковные каноны не регламентируют стилистические особенности иконописи. Академический стиль, наряду с древними традициями Византии, Балкан, Грузии и Древней Руси, является полноценной частью православного искусства.

Среди известных иконописцев академического стиля можно выделить: Святитель Феофан Затворник, Священномученик Серафим (Чичагов).

Иконы академического письма составляют значительную часть художественного наследия Русской Православной Церкви и по праву считаются её достоянием наравне с произведениями других стилей.

Иконописная мастерская Андрея Усалёва, иконы в академическом стиле.

Прокрутить вверх