Иконы в академическом стиле

православная живопись, портреты

Святой преподобный Серафим Саровский

икона в академическом стиле 2009 г. холст, масло. 75 х 55 см.

Моление на камне Преподобного Серафима Вырицкого

Александро-Невская Лавра. 2018 г. дер., масло. 75 см. х 55 см.

Святой преподобный
Серафим Вырицкий (Муравьев) 

Константиновский дворец. 2009 г. холст, масло. 75 х 55 см.

Святой праведный
Иоанн Кронштадтский

2011 г. холст, масло. 75 х 55 см.

Священномученик Василий Сокольский

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, СПб. 2016 г. дерево, масло. 60 х 43 см.

Казанская икона Богоматери

Икона в академическом стиле,
2017 г. дерево, золочение, масло 25,5 х 19,5 см.

Богородица на Престоле

2016 г. дерево, масло 110 х 72 см. стилистика русского модерна, академический стиль.

Икона Спасителя “Нерукотворный образ”

Частное собрание 2019 г. дерево, масло 41 х 31 см.

Икона Богородицы “Призри на смирение”

2011 г. дерево, золочение, масло. 110 х 72 см.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

2009 г. дерево, золочение, масло. 25 х 35 см.

Портрет преподобного Серафима Вырицкого

2003 г. холст, масло. 80 x 55 см.

Портрет протоиерея Богдана Сойко

2008 г. холст, масло  90 х 63 см.

Икона академического письма

Начиная с XVIII века, в церковной православной культуре широко распространяется написание живописных икон в академическом стиле, созданных в технике масляной живописи. Именно такими образами украшено большинство наших храмов XVIII-XX вв. Икона в академическом стиле как отдельное направление образовалось в результате деятельности Академии художеств, основанной в 1757 году, и в связи с растущей деятельностью академии стало ведущим направлением как по объёму заказов для храмов и монастырей, так и по количеству иконописцев.

Растущая популярность портретной живописи в середине XVIII века привела к восприятию и почитанию прижизненных портретных изображений святых как икон. Такое явление усилилось после канонизации подвижников: возьмём, к примеру, прижизненные портреты таких святителей как Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Дмитрий Ростовский, преподобный Серафим Саровский.

В начале XIX века живописная икона в академическом стиле стала восприниматься большей частью общества, в том числе представителями духовенства как “более правильная”. Распространению популярности академической иконописи также способствовала растущая доступность художественного образования. Открытие рисовальных классов, частных художественных школ, не только в столице, но и в провинции привело к открытию многочисленных иконописных мастерских работающих в академической стилистике. Так 1856 году в связи со строительством и проектированием росписей храма Христа Спасителя в Москве, самого большого храма нашей церкви, в Санкт-Петербургской Академии художеств, под руководством вице-президента Академии князя Г.Г. Гагарина, была создана мастерская православного иконописания.

В XVIII-XIX веках иконописные мастерские, работающие в “академическом стиле”, стали открываться и при монастырях, таких духовных центрах, как Валаамский Спасо-Преображенский монастырь или монастыри Афона, например прославившаяся иконописная мастерская, со Святой Горы Афон, Пантелеймонова монастыря, мастерские Андреевского и Ильинского скитов. Под руководством художника-иконописца Малышева, в живописном стиле, работает старейшая иконописная мастерская Троице-Сергиевой Лавры.

В живописном, академическом стиле работает известная мастерская Пошехонова, поставщика Двора Его Императорского Величества. У него заказывает иконостас для Токийского собора, Святой Николай Японский, выполняются многочисленные заказы для кафедральных соборов России, написано несколько иконостасов для Валаамского монастыря, Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Пошехонов на протяжении многих лет пишет мерные иконы членов царской семьи.

Великие православные святые последних двух столетий молились перед этими иконами. Многие прославленные образы Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа за последние два века имеют лишь живописный извод. Это направление иконописи стало нераздельной частью церковного искусства нашего времени.

Иконы академического стиля отличаются особой популярностью среди верующих благодаря своим “живым”, открытым и понятным образам. Многие из таких икон признаны чудотворными.

Важно отметить, что академический стиль часто ошибочно противопоставляется так называемому “каноническому” стилю. Однако в действительности церковные каноны не регламентируют стилистические особенности иконописи. Академический стиль, наряду с древними традициями Византии, Балкан, Грузии и Древней Руси, является полноценной частью православного искусства.

Среди известных иконописцев академического стиля можно выделить: Святитель Феофан Затворник, Священномученик Серафим (Чичагов).

Иконы академического письма составляют значительную часть художественного наследия Русской Православной Церкви и по праву считаются её достоянием наравне с произведениями других стилей.

 

Иконописная мастерская Андрея Усалёва, Иконы в академическом стиле.

Прокрутить вверх