Чудотворная Валаамская икона Божией Матери
История создания образа началась в 1878 году, когда молодой валаамский иеромонах Алипий (в миру Алексей Константинов), прозванный современниками «валаамским Рафаэлем», создал этот образ. В то время Валаамский монастырь получил славу «Северного Афона», что отразилось в иконографии образа.
Чудесное обретение иконы произошло 14 июля 1897 года. История связана с паломницей из Санкт-Петербурга Натальей Андреевной Андреевой, которая страдала от ревматизма. По указанию Божией Матери в сонном видении она прибыла на Валаам, где получила исцеление. Позже, когда икона была убрана в кладовую ризницы, Наталья вновь увидела её во сне и указала место нахождения образа.
Особенности образа сочетают черты многих прославленных икон Богородицы. Особенно икона близка по своему молитвенному покою и величественности облика к образу «Игумения Святой Горы Афонской». Валаамская икона стала одним из трех образов Пресвятой Богородицы, явленных в России в царствование императора Николая II. В нижнюю часть иконы игуменом Гавриилом была вложена частица ризы Божией Матери.
Почитание иконы началось по указанию самой Царицы Небесной. К образу с верой притекают тысячи людей, прося помощи и получая просимое. Икона находилась на Валааме до 1940 года, после чего была перенесена в Ново-Валаамский монастырь в Финляндии, находится в каменном Преображенском соборе обители. В России сохранился чтимый список иконы, созданный валаамскими иконописцами в 1900 году.
Духовный смысл иконы заключается в глубоком молитвенном созерцании Пресвятой Богородицы таинства Боговоплощения. Через образ Богоматери раскрывается мистическое восприятие воплощения Бога-Слова.
.
Иконография Валаамской иконы Божией Матери
Христос благословляет правой рукой, а в левой держит державу — символизирующую власть и царственное достоинство. Это атрибут, который подчёркивает Христову роль как Царя Небесного, Владыки мира и Победителя смерти.
Поза Богоматери статична и величественна, что подчёркивает Её роль как Царицы Небесной.
Иконографический образ характеризуется особым положением фигуры Богородицы. Её взгляд слегка опущен, что символизирует погружение в глубокую внутреннюю молитву. Умный взор направлен в сердце, где происходит таинственное созерцание Славы восседающего на Её руках Сына Божия.
.
Духовный смысл
Монашеский аспект иконы тесно связан с традицией исихазма. Образ представляет собой воплощение исихастской молитвы и умного делания – особого метода духовной практики православных монахов. Через этот образ раскрывается связь между созерцательной молитвой и монашеским подвигом.
Игуменский образ Богородицы на иконе подчёркивает Её особое положение как Великой Матери Игумении всех монашествующих. Она предстаёт как Настоятельница Валаамская, что символизирует Её особое попечение о монашествующих и руководстве ими в духовном пути.
Таким образом, Валаамская икона является глубоким духовным символом, объединяющим в себе богословское понимание Боговоплощения, монашескую традицию исихазма и особое попечение Богородицы о монашествующих.
День празднования иконы отмечается 14 июля. Перед иконой совершаются особые молитвы, в которых верующие просят защиты от бед и скорбей, укрепления в вере и любви, мира для всего мира и милости для своих душ.
Валаамский образ Божией Матери