Иконы святых Александро-Невской лавры, в интерьере Свято-Троицкого собора 

Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры.

Место для собора было определено ещё Д. Трезини. Однако архитектором была допущена ошибка, помешавшая осуществлению его проекта. По замыслу Трезини, вход в собор должен был быть устроен со стороны Невы, то есть на восточном фасаде, что противоречило православным канонам.
 

Строительство собора, заложенного в 1720 году, велось под руководством Т. Швертфегера, переработавшего проект Д. Трезини. В 1753 году в стенах и сводах здания появились трещины, грозившие обрушением постройки, и в 1755 году собор полностью разобрали. В 1763 году был объявлен конкурс на проект нового храма, в котором приняли участие Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, С. А. Волков, Ю. М. Фельтен, А. Ф. Вист, но ни один из представленных проектов не получил одобрения.

 
В 1774 году выполнение проекта было поручено И. Е. Старову. Строительство храма, начатое в 76 году, велось при попечении митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), назначенного главным директором Конторы строения Александро-Невского монастыря. 30 августа 1790 года собор был освящён. В этот же день состоялось торжественное перенесение в него мощей благоверного князя Александра Невского, которое было совершено кавалерами соимённого ордена. Ещё в 1750 году по воле императрицы Елезаветы Петровны, над мощами была сооружена великолепная серебряная рака, стены которой украшены чеканными барельефами, рассказывающими о подвигах из жизни благоверного князя. В 1790 году серебряную раку установили в новом храме, в нише за правым клиросом. Напротив неё, по воле императрицы Екатерины II, был установлен мраморный барельеф с портретом митрополита Гавриила работы Ф. И. Шубина. Богатая бронзовая позолоченная рама для барельефа была сделана П. П. Ажи. Ф. И. Шубин исполнил также мраморные барельефы на фасадах и скульптуру в интерьере собора.
 
Иконостас Свято-Троицкого собора был выполнен И. Пинкетти из цветного мрамора и красного сибирского агата и украшен позолоченной бронзой. Шесть образов для Царских врат (мастер Ф. Кауш) были написаны на меди И. Я. Меттенлейтером, а иконы в иконостасе – И. А. Акимовым. В храме находились работы Я. Бассано, Гверчино, А. ван Дейка, П.П. Рубенса, П. Теста, П. С. Дрожжина, Т.А. Неффа, И.С. Пустынина, Г. И. Угрюмова и многих других известных мастеров. Запрестольный образ «Благовещение» принадлежал кисти А. Р. Менгса. Часть этих полотен поступила в собор в 1794 году из Эрмитажа по воле императрицы Екатерины II.
 
И. Я. Меттенлейтер написал четырёх евангелистов на парусах купола и два образа над боковыми дверьми храма: «Жёны мироносицы и «Благоверный князь Александр Невский с воинством».
 
Свято-Троицкий собор был расписан Ф. Д. Даниловым. В 1806 году эту роспись заменила новая, исполненная живописным мастером А. Джакомо по проекту Д. Кваренги. В 1862 -1863 годах академик П. С. Титов сделал новое живописное оформление собора по рисункам и под наблюдением Ф. Г. Солнцева. В последующие годы живописное храмовое оформление неоднократно поновлялось. В 1957 – 60 годах в интерьере собора были восстановлены росписи, относящиеся к 1806 году.
 
В Александро-Невской Лавре находились иконы и картины, напрестольные кресты и Евангелия, священные сосуды, лампады и другие драгоценные предметы, подаренные в лавру членами императорской семьи.
 
 
 
 

Иконописная мастерская А. Усалёва, иконы святых Александро-Невской Лавры

Прокрутить вверх