Иконы в академическом стиле
православная живопись, портреты
Богородица на Престоле
2016 г. дерево, масло 110 х 72 см.
стилистика русского модерна, академический стиль иконописи.
Воскресение Христа
церковь Николая Чудотворца
2007 г. холст, мacлo. 65 х 85 см.
Распятие Христово "Голгофа"
Церковь святых и праведных
Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы,
2012 г. дерево, масло 240 х 173 см.
Богоматерь с младенцем
Александро-Невская Лавра,
2004 г. холст, мacлo. 165 х 90 см.
Святитель Лука
(Войно-Ясенецкий)
2009 г. дерево, золочение, масло.
25 х 35 см.
Портреты
Портрет протоиерея
Богдана Сойко
2008 г. холст, масло 90 х 63 см.
Священномученик
Василий Сокольский
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
2016 г. дерево, масло. 60 х 43 см.
Архистратиг Божий Михаил
Домовая церковь кадетского корпуса, г. Иркутск.
2017 г. дерево, мacлo. 120 х 62 см.
Казанская икона Богоматери
Частное собрание,
2017 г. дерево, золочение, масло
25,5 х 19,5 см.
Икона Богородицы
"Призри на смирение"
2011 г. дерево, золочение, масло
110 х 72 см.
Икона академического письма
Немного истории.
Начиная с XVIII века, в церковной православной культуре широко распространяется написание живописных икон в академическом стиле, созданных в технике масляной живописи. Именно такими образами украшено большинство наших храмов XVIII-XX вв. Икона в академическом стиле как отдельное направление образовалось в результате деятельности Академии художеств, основанной в 1757 году, и в связи с растущей деятельностью академии стало ведущим направлением как по объёму заказов для храмов и монастырей, так и по количеству иконописцев.
Растущая популярность портретной живописи в середине XVIII века привела к восприятию и почитанию прижизненных портретных изображений святых как икон. Такое явление усилилось после канонизации подвижников: возьмём, к примеру, прижизненные портреты таких святителей как Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Дмитрий Ростовский, преподобный Серафим Саровский.
В начале XIX века живописная икона академического письма стала восприниматься большей частью общества, в том числе представителями духовенства как "более правильная". Распространению популярности академической иконописи также способствовала растущая доступность художественного образования. Открытие рисовальных классов, частных художественных школ, не только в столице, но и в провинции привело к открытию многочисленных иконописных мастерских работающих в академической стилистике. Так 1856 году в связи со строительством и проектированием росписей храма Христа Спасителя в Москве, самого большого храма нашей церкви, в Санкт-Петербургской Академии художеств, под руководством вице-президента Академии князя Г.Г. Гагарина, была создана мастерская православного иконописания.
В XVIII-XIX веках иконописные мастерские, работающие в "академическом стиле", стали открываться и при монастырях, таких духовных центрах, как Валаамский Спасо-Преображенский монастырь или монастыри Афона, например прославившаяся иконописная мастерская, со Святой Горы Афон, Пантелеймонова монастыря, мастерские Андреевского и Ильинского скитов. Под руководством художника-иконописца Малышева, в живописном стиле, работает старейшая иконописная мастерская Троице-Сергиевой Лавры.
В живописном, академическом стиле работает известная мастерская Пошехонова, поставщика Двора Его Императорского Величества. У него заказывает иконостас для Токийского собора, Святой Николай Японский, выполняются многочисленные заказы для кафедральных соборов России, написано несколько иконостасов для Валаамского монастыря, Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Пошехонов на протяжении многих лет пишет мерные иконы членов царской семьи.
Великие православные святые последних двух столетий молились перед этими иконами. Многие прославленные образы Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа за последние два века имеют лишь живописный извод. Это направление иконописи стало нераздельной частью церковного искусства нашего времени.
Карта сайта
© Андрей Усалёв, 2012-2022 Иконы в стилистике русского модерна, академическом стиле.