Содержание и значение русской иконы




Иконостас



Иконостас- это то, что сразу приковывает внимание и производит очень  сильное впечатление в русском православном храме. В центральной части церкви, преграждая алтарную ее часть, находится традиционная внушительных размеров деревянная стена - нередко длиной несколько метров - украшенная снизу доверху иконами с изображениями святых и сценами из жизни Христа. Эти изображения сразу же концентрируют внимание каждого, входящего в церковь. Именно они рассказывают верующему историю Христовых страданий, указывая путь к спасению. Каждая икона в иконостасе имеет своё особое значение.

Центром композиции является Деисусный ряд. Здесь мы находим изображения архангелов, апостолов, отцов церкви, мучеников и других святых. Эти образы, расположенные в строгом иерархическом порядке, окружают икону Христа Вседержителя с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем. Над Деисусным рядом находится праздничный ряд икон, иллюстрирующий новозаветные сюжеты, такие как Благовещение, Рождество Христово, Распятие, Вознесение, Успение Пресвятой Богородицы. Ниже располагаются Царские врата, ведущие в алтарь, который является литургическим центром церкви. Справа и слева от царских врат - традиционные  изображения Христа и Богоматери. Кроме Деисусного и праздничного рядов, в нижнем ярусе любого иконостаса (местном ряду) находятся иконы с изображениями святых и особо чтимых в этой местности праздников, которым нередко бывают посвящены и боковые приделы храмов.

С раннего средневековья значение иконостаса очень важно для восприятия литургии, иконостас выполнял роль преграды между пространством церкви, где находились верующие, и ее алтарной частью, где, согласно православной, совершенно противоположной от католической, традиции, с сокрытым от глаз предстоящих, совершается таинство Евхаристии. Эта конструкция развивала раннехристианский архитрав с завесами, покоящийся на двух столбах. Освещенный множеством свечей иконостас являет собой образ Небесного Иерусалима и олицетворяет окно в вечный, идеальный и возвышенный мир.

Значение иконы



Изображения святых на деревянных досках традиционно известны под названием «икона», это слово происходит от греческого  «eikoon», что означает «образ». Жизнь святых на иконе изображается для того, чтобы их подвиги во славу Господа стали для верующих образцом для подражания. Образы Христа, Богоматери, святых, праздников православные почитают, к ним прикладываются, во время церковной службы. К ним обращена молитва. Основное различие здесь с западно-христианским искусством в том, что икона рассматривается не только как образ святого.

По православной традиции иконы - это предмет почитания и поклонения. Они славят Бога, узнав небесную радость, и лики этих совершенных образов недвижимы и спокойны. Относительно простая и прямолинейная манера изображений делает икону доступной для понимания православных всех сословий и объясняет народную любовь к иконе в русском обществе по сей день.

Иконы не только составляют композицию иконостаса, но также, находясь и во всем остальном пространстве церкви, определяют её иконографическую программу. На алтарной стене, на аналое, на столпах, в приделах, притворе, в часовнях - везде иконы играют важную роль, участвуя в переживании религиозного опыта и литургии.

Начиная со средних веков, в России было написано бесчисленное множество икон. Многие верующие также имеют свои личные иконы, а иногда даже целые складные иконостасы. Эти иконы выступают в качестве небесных покровителей и заступников, некоторым из них приписываются чудотворные свойства. В доме иконы образуют маленький алтарь - самое почитаемое место всего жилища русского человека. Их приветствуют все вошедшие в дом, к ним обращаются домочадцы. Через святых, изображенных на этих иконах, верующий общается с Небесным миром, они посредники между Богом и человеком. К ним обращаются с просьбой об избавлении от бед и болезней, во времена благополучия и изобилия их сердечно благодарят.

В православной традиции почитаема не только икона, но и изображения святых на стенах (фресках) и книжных миниатюрах.

История



Согласно христианской традиции первая икона была чудесным образом явлена самим Христом. Этот нерукотворный образ отпечатался на убрусе (полотенце) и был послан царю Авгарю в Едессу. Позже этот образ затерялся где-то по дороге из Константинополя в Геную, хотя есть свидетельства, что он был перевезен в Рим или Париж. Согласно преданию VI века первым иконописцем был святой евангелист Лука. Принято считать, что именно он написал образ Богоматери. Это событие легло  в основу сюжета икон на востоке, начиная с средних веков, а затем с ХV века постепенно стало изображаться и на западе.

Первые иконы написаны по технологии римских погребальных портретов. Еще до начала нашей эры такие портреты писались на досках восковыми  красками, наиболее из них известными являются портреты, написанные в Эль-Файюме, который находится на территории современного Египта. В IV веке после принятия Римом христианства начали изображать на досках святых и евангельские события. Самые древние иконы, сохранившиеся до наших дней, относятся к VI веку и в настоящее время хранятся в монастыре св. Екатерины, который находится на южной оконечности Синайской пустыни также в Египте. Греко-Византийская икона выросла из этой традиции - первые иконы так же писались восковыми красками, а с VIII века - яичной темперой. В истории был период, когда иконы стали причиной серьезных государственных дискуссий в Византийской Империи, когда государство и церковь, руководствуясь второй заповедью, запрещало иконописание. Так называемые иконоборцы провозглашали, что Бог является видимым образом на Земле только под видом хлеба и вина во время Евхаристии, а  не в иконах. Период иконоборчества продолжался до середины  IX века. Позже икона была реабилитирована, иконопочитание восстановлено, и начался взлет иконописи в Византийской Империи.

Именно этот вид искусства в начале второго тысячелетия, вслед за официальным принятием христианства Киевским князем Владимиром в 988 году стал важной частью новой духовной культуры, укоренившейся в России. Вместе с византийскими священниками, строителями, художниками, золотых и серебряных дел мастерами, пришедшими и осевшими в Киеве, Полоцке и Новгороде, сюда пришли и их художественные идеи, к тому времени уже широко известные на огромной территории Византийской империи. Выдающиеся иконы, относящиеся к 1100-1235 гг., свидетельствуют о том, что Русь имела прямые связи с такими столицами культурной жизни византийского мира как Константинополь или Салоники. Между 1237 и 1240 гг. русские княжества были разорены татарскими ордами. Это вторжение принесло невиданные разрушения и заметно повлияло на развитие русской культуры. Однако города, которые оставались в стороне от разрушений: Москва, Новгород, Ростов и Псков процветали. История русской иконописи очень тесно связана с культурным расцветом этих древних городов, здесь получили развитие наиболее значимые иконописные школы.

Художественная традиция



По сравнению с быстрым развитием религиозной живописи в западной Европе художественная традиция русской иконы является исключительно стабильной. В то время как в Италии приблизительно в начале XIV века византийский стиль сменили готические формы ( реформа уже давно связана с художниками Чимабуэ, Дуццио и Джотто ), русские иконописцы продолжали идти по той же проторенной дороге. Ритмические позы, символика жестов, складки одежд и яркие гармоничные цвета указывают на их приверженность старым классическим образцам. Житейские сцены из земной жизни редко фигурируют на иконе, что только усиливает религиозный характер этих произведений. Даже когда в XVII веке динамичное барокко распространилось по всей Европе, иконописцы остались верны своим древним вековым канонам. Внешнее влияние принималось лишь отчасти, хотя стоит заметить, что именно это влияние и внесло легкие отличительные признаки и сделало узнаваемым местные вариации.

По сравнению с западной живописью иконы имеют почти всегда статичные композиции, создают ощущение спокойствия и достоинства. Изображенное на иконе имеет строгую иерархию, что позволяет отделить изображаемое земное от небесного. Используется обратная перспектива, когда удаленный предмет помещается на первый план. Сами фигуры подчеркнуто бестелесны, что в целом определяется идейным значением иконы. Долгие времена иконы живут совершенно в другом окружении, в отличие от церковного искусства Запада. Они являются частью богословия и рассматриваются как предметы в нем используемые. На западе художественный аспект подобных предметов прошлых веков преобладает - даже если эти предметы принадлежат Божьим обителям.

Иконописцы



При написании иконы соблюдается основной принцип ее создания - следование канону. Задача иконописца - как можно ближе следовать подлинному образцу. Используя книги, где объясняется, как необходимо изображать фигуры святых, и которые иногда даже включают инструкции по выбору цветовой гаммы, иконописцы должны следовать традиционному иконографическому канону.

Традиционно считалось, что рукой иконописца водит сам Бог. Он побуждал их изображать лики святости на земле. Содружества иконописцев были очень важны для преемственности иконописных традиций. Часто необходимые умения - начиная от подготовки доски до рисунка и письма самого образа - передавались от отца к сыну.

Русские иконы редко подписывались и датировалась иконописцами. Образцы сохранившихся икон с подписями чаще относятся к периоду после 1600 года. Благодаря упоминаниям в летописях и другим документам стали известны имена немногих иконописцев, наиболее известны из которых - Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек был родом из Византии, работал в Новгороде в XIV веке, а затем в Москве над росписями Благовещенского собора вместе с Рублевым. Следуя общерусской традиции, они оба писали и фрески, и иконы, что показывает широкие возможности иконописцев.

Андрей Рублев был монахом одного из московских монастырей. Представление о том, что все иконы были написаны людьми, принадлежавшими церкви - монахами или священниками - ошибочно, но совершенно естественно было бы представить, что люди, создававшие такого рода произведения, должны были жить праведной жизнью. Многие из них были аскетами и молитвенниками, но для большинства писание икон было средством заработать на жизнь или на процветание своей обители.

Материалы и техника



Русские иконы писались на деревянных досках, вырезанных из твердой сердцевины толстого ствола. Для того, чтобы в будущем доска не расщеплялась и не коробилась, большое значение при изготовление иконной доски предавалось качеству древесины, выбиралась твердая древесина с относительно малым содержанием смолы. Особенное предпочтение отдавалось липе. Древесина годами (иногда и до 10 лет) высушивалась, прежде чем на ней можно было писать. Тем не менее, доска со временем неизбежно выгибалась.

Уже в средние века плотники вылущивали центральную часть доски под живопись (ковчег). На поверхность доски накладывался грунт из левкаса. Под этот слой накладывался еще и холст (паволока), который был своеобразной прослойкой между живым деревом и относительно хрупким мелом.

Традиционно иконописец начинал свою работу с рисунка по уже обработанной доске. Как уже говорилось, предавалось большое значение постоянному копированию этих рисунков с древних образцов. После завершения наброска вся композиция прописывалась красками. С VII века использовалась темпера,  где связывающим компонентом был яичный желток. В то время как живописцы западной Европы, начиная с XV века стали все больше использовать масляные краски, русские иконописцы все также оставались верны темпере. Краски изготавливались из натуральных пигментов, минералов, растительных и животных красителей. То, какие именно краски использовались, во многом зависело от их доступности в той или иной местности. Выбор же дорогих красок зависел от кошелька частного заказчика иконы или церкви, которая ее приобретала. Художники тратили много времени на приготовление красок. Слой за слоем - от темного санкиря к легким пробелам - рождался образ. Краска могла быть наложена толстым или очень тонким слоем, фон зачастую золотили. Прежде, чем покрыть икону слоем лака, делали заключительные надписи.

Большинство русских икон сопровождает текст, обычно это отдельные слова или буквы, иногда - целые предложения. Делается это для того, чтобы идентифицировать изображаемого святого или событие. Такие надписи очень важны для понимания

значения икон

. Соответственно надписям мы относим изображенных на иконе к определенной категории святых праведников. Наиболее часто встречающиеся надписи, например «IC  XC» -Иисус Христос,  «O AGIOC» - святой,  «H.ANACTACIC» - Воскресение. В этих текстах используются знаки сокращения (титло) и словарные ударения.








Лик Христа на русских иконах

Храмовые иконы Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры


Иконостас   Значение иконы   История   Художественная традиция   Иконописцы   Материалы и техника

Заказать икону     Карта сайта
.
Главная         Галерея         Биография         Контакты
Нерукотворный Образ Спасителя.        
Икона Aрхангела Михаила. Содержание и значение православной иконы
Нерукотворный Образ Спасителя. Содержание и значение православной иконы
Владимирская икона Божией Матери. Содержание и значение православной иконы
Владимирская икона Божией Матери.
Иконостас. Значение иконы. История. Художественная традиция. Иконописцы. Материалы и техника.
Логотип иконописной мастерской Андрея Усалёва