Главная         Галерея         Биография         Контакты

Логотип иконописной мастерской Андрея Усалёва

ЛИК ХРИСТА НА РУССКИХ ИКОНАХ




                                                                                                Томаш Шпидлик  

Христос, снисходящий к людям



В основе религиозного идеала каждого народа, пишет Павел Евдокимов
(1), лежит его представление о Боге, начиная со сложившегося у него художественного, иконографического образа Христа. Существует образ Христа фламандский, испанский, греческий, есть и русский образ Христа. По мнению Евдокимова, Христос восточных славян - это Мессия, смиренно снисходящий к людям.

Снисхождение Христа к людям (кенозис) - понятие библейское. Единосущный Богу Христос смиряет Себя до смерти крестной ради нашего спасения
(Флп.2,8). В то же время именно путем смирения и послушания Бог ведет человека к славе. Христос снизошедший - это Христос прославленный.

Иконография, вдохновляемая ранним, иудейско-христианским богословием, развивает это одновременно нисходящее и восходящее движение в типичных сюжетах, заимствованных из апокрифов. Таинство воплощения изображается в динамике как одновременное снисхождение Слова Божиего и восхождение человека. Существовало представление, что первый этап снисхождения произошел в ангельских сферах. Это запечатлено на иконе, изображающей Слово Божие в окружении  ангелов
(2). Это же нисходящее движение изображается в сценах Благовещения, Рождества, в опускании в глубину вод при Крещении Господнем и, наконец, в Его посмертном Сошествии в ад. Это глубочайшее снисхождение становится Вознесением. Образ Христа в славе - это Пантократор, существующий в различных вариантах. Возьмем знаменитую икону Андрея Рублёва “Спас в силах”. Красным цветом, цветом божественной любви сияет образ Спасителя. Обожествленная человеческая природа Христа распространяется даже на окружающих Его чистых духов херувимов, изображаемых обычно в виде пламени.

Христос страдающий и прославляемый



Как это ни парадоксально, икона, изображающая распятие, выражает это единство снисхождения и вознесения. Орудие смерти, крест, превращается в лестницу жизни. “Часть ее находится на земле, для того чтобы соединить то, что находится на земле и в аду, с небесами”, - читаем в апокрифических Деяниях Андрея. Воздвигнутый на Голгофе, на могиле Адама крест возносится до небес, изображенных в виде двух ангелов.

Но движение спасения на этом не прекращается. На иконе “Вознесение Господне” ангелы, символизирующие небеса, спускаются на землю для того, чтобы основать Церковь. Святой Дух снисходит на нее в день Пятидесятницы, с тем чтобы на иконе изображающей “Страшный суд”, вся земля вознеслась на небо в момент второго пришествия Христа. В действительности икона “Страшный суд” выражает чудесное единство снисхождения и славы, которое должно подвести итог всей истории в торжественной Проскомидии: Христос снисходит во славе, а Адам, вместе с воскресшими святыми, поклоняется кресту. Перед вечным огнем ада святой Петр открывает врата Царства Небесного, где пребывает Пресвятая Дева, “эсхатон”, совершеннейшее создание, вознесенная на небеса, после того как через Нее воплотился Христос.

Христос - центр человеческой истории



Снисхождение Бога и восхождение человека составляет историю спасения. Владимир Соловьёв это объясняет так: “Как первая половина истории до Христа подготовляла  среду, или внешние условия, для Его личного рождения, так вторая половина подготовляет внешние условия для Его универсального откровения, или явления Царства Божия”.

Чтобы его слова не были истолкованы неправильно, Соловьёв подчеркивает, что Христос - это смысл, а не конечный результат истории. Поэтому он и явился среди истории, а не в конце ее.

По этой причине наряду с образами Христа в России почитается огромное количество образов Богоматери. Один удивлявшийся этому факту протестант получил следующий ответ: “Это есть образы Христа, рожденного Марией. Наша религия состоит не только в вере в Бога, это исповедуют все религии, мы верим в Христа, воплотившегося в человека и рожденного Богоматерью (Теотокос)”. Поэтому иконы Богоматери являются по своей сути христологическими.

В России присутствовали три древнейших образа Божией Матери: Всецарица (Богородица на троне с Младенцем на руках), Оранта (Знамение) и написанная, по преданию, святым Лукой Одигитрия (Богородица держит на руке Младенца, указывая на него другой рукой). Вариантом Одигитрии является Елеуса (Умиление), на которой изображен ласкающийся к Матери Младенец. Считается, что это Он утешает Богородицу, в произведениях западных  живописных  школ, наоборот, - Мать утешает Сына. Скорее всего, речь здесь идет о единении божественной и человеческой любви. Именно поэтому этот образ Богоматери был особенно почитаем в России.

Христос - единство видимого мира

Отцы церкви нашли разрешение противоречия, существующего между неизменными законами, управляющими видимым миром, и данной человеку возможностью выбора в “христологической космологии” или “космической христологии”. В соответствии с ней законы мироздания находятся в руках у Христа, который является свободным Сыном Отца. Из этого следует, что только благодаря Христу человек перестает быть рабом стихий. Именно этой проблемой занимался “первый славянский философ” украинец Григорий Сковорода. Он понимал, что современные науки, изучающие законы мироздания, лишают человека свободы. Единственная возможность обрести ее, не отказываясь от научного познания мира, это увидеть за законами их Создателя, Сына Божиего и Софию Премудрость Божию, которая пронизывает собой весь сотворенный мир и придает ему духовный смысл.

О многом говорит тот факт, что первой работой начинающего иконописца должна была быть икона “Преображение Господне”. Художник должен был доказать, что он способен увидеть мир глазами апостолов, находившихся на горе Фавор. Самой выразительной из икон, написанных на этот сюжет, является знаменитая новгородская икона XV века. На фоне потемневшего солнца возвышается Христос в сиянии. Ослепленные ученики не в силах вынести исходящий от Него свет. И только изумленный Петр созерцает Его. Именно он, перед тем как отправиться на гору Фавор, свидетельствовал: “Ты Христос, Сын Бога живаго”
(Мф. 16.16) и через веру свою получил откровение об этом.

При изображения этого события иконописцы прибегают к различным символическим приёмам, из которых наибольшим воздействием обладает так называемое покоренное пространство. Ничем не ограниченное открытое пространство вызывает тоску, поэтому иконописцы всегда стремились покорить его. Полностью отсутствующая, а часто и обратная перспектива не отдаляет нас от чуда, а, наоборот, приближает. Горы и деревья наклоняются к Христу, находящемуся всегда в центре композиции. Ничем не освещенный снаружи. Он сам является источником света, лучи которого, как на новгородской иконе “Преображения”, освещают все творение, представленное в истинных, духовных пропорциях.

Христос - глава Церкви


По словам Алексея Хомякова, церковь есть не что иное, как единение верующих, осуществляемое взаимной любовью во Христе. Она “живой ковчег Духа Божиего, носящий в себе Христа, своего Спасителя и Владыку”
(4).

Иконостас, неотъемлемый элемент русских церквей, является выражением этого церковного единения всех святых вокруг Христа. Проскомидия и таинство причащения - это память о Христе, присутствующая во всей истории спасения. Вот почему образующим центром иконостасного чина является окруженный небесными силами и святыми образ Пантократора.

В заключение хочу привести следующие слова Евдокимова: “Храм со всеми своими иконами воспроизводит сотворенный Богом мир и выражает присутствие Вездесущего”
(5). “Видевший Меня видел Отца” (Ин.14,9). Именно поэтому Христос считается воплощенной красотой, Божественная София с безграничных высот снисходит на человека и наполняет его миром во Христе.



1. Evdokimov P. Le Christ dans la pensée russe. Paris, 1970. P. 41.
2. Tatic - Djuric M. Das Bild der Engel. Recklinghausen, 1962. S. 45.
3. Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. С. 199.
4. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях //  Сочинения Богословские. СПб: Наука, 1995. С.81.
5. Evdokimov P. L'art de licorne. Bruges, 1972. P.126 /

Тайная вечеря в виде Евхаристии. Художник иконописец Андрей Усалёв.
Тайная вечеря в виде Евхаристии
Братская монастырская трапезная
Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
Художник иконописец Андрей Усалёв
.


Содержание и значение русской иконы







Заказать икону    Карта сайта

.