© Андрей Усалёв, 2016    Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. История храма     Карта сайта

Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры

                                 История храма




Место для собора было определено ещё
Д. Трезини. Однако архитектором была
допущена ошибка, помешавшая
осуществлению его проекта. По замыслу
Трезини, вход в собор должен был быть
устроен со стороны Невы, то есть на
восточном фасаде, что противоречило
православным канонам.

Строительство собора, заложенного в
1720 году, велось под руководством Т.
Швертфегера, переработавшего проект
Д. Трезини. В 1753 году в стенах и
сводах здания появились трещины,
грозившие обрушением постройки, и в
1755 году собор полностью разобрали.


В 1763 году был объявлен конкурс на проект нового храма, в котором приняли участие
Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, С. А. Волков, Ю. М. Фельтен, А. Ф. Вист, но ни
один из представленных проектов не получил одобрения.

В 1774 году выполнение проекта было поручено И. Е. Старову. Строительство храма,
начатое в 76 году, велось при попечении митрополита Новгородского и Санкт-
Петербургского Гавриила (Петрова), назначенного главным директором Конторы
строения Александро-Невского монастыря. 30 августа 1790 года собор был освящён. В
этот же день состоялось торжественное перенесение в него мощей благоверного князя
Александра Невского, которое было совершено кавалерами соимённого ордена. Ещё в
1750 году по воле императрицы Елезаветы Петровны, над мощами была сооружена
великолепная серебряная рака, стены которой украшены чеканными барельефами,
рассказывающими о подвигах из жизни благоверного князя. В 1790 году серебряную
раку установили в новом храме, в нише за правым клиросом. Напротив неё, по воле
императрицы Екатерины II, был установлен мраморный барельеф с портретом
митрополита Гавриила работы Ф. И. Шубина. Богатая бронзовая позолоченная рама для
барельефа была сделана П. П. Ажи. Ф. И. Шубин исполнил также мраморные барельефы
на фасадах и скульптуру в интерьере собора.

Иконостас Свято-Троицкого собора был выполнен И. Пинкетти из цветного мрамора и
красного сибирского агата и украшен позолоченной бронзой. Шесть образов для Царских
врат (мастер Ф. Кауш) были написаны на меди И. Я. Меттенлейтером, а иконы в
иконостасе - И. А. Акимовым. В храме находились работы Я. Бассано, Гверчино, А. ван
Дейка, П.П. Рубенса, П. Теста, П. С. Дрожжина, Т.А. Неффа, И.С. Пустынина, Г. И.
Угрюмова и многих других известных мастеров. Запрестольный образ «Благовещение»
принадлежал кисти А. Р. Менгса. Часть этих полотен поступила в собор в 1794 году из
Эрмитажа по воле императрицы Екатерины II.

И. Я. Меттенлейтер написал четырёх евангелистов на парусах купола и два образа над
боковыми дверьми храма: «Жёны мироносицы и «Благоверный князь Александр
Невский с воинством».

Свято-Троицкий собор был расписан Ф. Д. Даниловым. В 1806 году эту роспись заменила
новая, исполненная живописным мастером А. Джакомо по проекту Д. Кваренги. В 1862 -
1863 годах академик П. С. Титов сделал новое живописное оформление собора по
рисункам и под наблюдением Ф. Г. Солнцева. В последующие годы живописное
храмовое оформление неоднократно поновлялось. В 1957 - 60 годах в интерьере собора
были восстановлены росписи, относящиеся к 1806 году.

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры находились иконы и картины,
напрестольные кресты и Евангелия, священные сосуды, лампады и другие драгоценные
предметы, подаренные в лавру членами императорской семьи.



Храмовые иконы Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры

Иконы для иконостаса церкви Феодора Новгородского Александро-Невской Лавры

Иконы церкви Николая Чудотворца, Александро-Невской Лавры
Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры (модель) Музей Российской академии художеств
Модель Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Музей Российской академии художеств. СПб

Андрей Усалёв

Галерея    |    Биография    |    Контакты